BgMax

Верхнее

Компоненты, модули, шаблоны и другие Расширения Joomla

Колледж. История и современность

Первый в Республике

Историческая миссия

Горно-Алтайск и педагогический колледж - ровесники, поэтому в каждый юбилей столицы Республики Алтай исторически оправданно вписывается юбилей среднего педагогического образования, которое органично входит в общую культуру города.

Начиналась история становления среднего профессионального педагогического образования на территории Горного Алтая в 1928 году с создания педагогического техникума, осуществлявшего подготовку учителей для первой ступени обучения.

20-е годы 20 века были очень сложными и напряжёнными для жителей Горного Алтая. Церковно-приходские миссионерские школы не могли удовлетворить потребности населения в грамоте. По данным переписи 1920 года, элементарная грамотность коренного населения составляла всего 6%: мужчины - 8%, а женщины - 4%. В это же время стали стремительно возникать школы: в 1922-1923 годах их было 56, а в 1928-1929 годах - 131. В них обучалось 6 388 детей, из них 2 245 - алтайцев. Поэтому народное образование испытывало острую потребность в квалифицированных учителях.

Изменения, охватившие Россию после Октябрьской революции 1917 года, показали, что народное просвещение – одно из решающих условий ключевых реформ. На тот период грамотность населения Ойротии (Горного Алтая) составляла лишь 6%; более 80% детей не были охвачены школой. Поскольку всего 14 из работающих в школах 214 учителей имели специальное педагогическое образование, обеспечение учреждений образования педагогическими кадрами стало для руководства региона важной задачей.

5 15 сентября 1928 года ОблОНО приняло решение открыть в педтехникуме три группы (класса): первая - основная - 1-й курс и две подготовительных. 1 октября 1928 г., по решению областного отдела народного образования, был открыт Ойротский педагогический техникум. Его первый коллектив состоял из 12 преподавателей, окончивших вузы Москвы, Петербурга, Томска. В почти катастрофических условиях, без оборудования, учебников и мела студенты начали постигать азы учительской профессии. В первый год работы в техникуме готовили только учителей начальной школы; через год открылись дошкольное и отделение детского коммунистического движения, а также педагогические курсы.  Еще через два года – заочное отделение, затем – вечернее. Высшие педагогические курсы по подготовке учителей русского языка, математики, физвоспитания на протяжении двух десятилетий оказывали бесценную методическую поддержку учителям области в течение всего года. 

 7 октября 1928 года по распоряжению ОблОНО первый директор В.П. Павлов приступил к исполнению обязанностей и комплектованию педагогического коллектива. Первый коллектив был тщательно подобран из разных учреждений и состоял всего из 14 человек. Среди преподавателей были выпускники вузов Москвы, Петербурга/Ленинграда, Томска.

С 8 октября начались первые приемные экзамены, а 15 октября 1928 года прозвенел первый заливистый звонок, оповещавший о начале великого дела - подготовки учителей.

Становление и развитие педучилища связано с именами высококвалифицированных педагогов: В.Н. Павлов – первый директор, Н.И. Чевалков – художник, А.В. Анохин– композитор, В.Н.Сорока-Росинский – ученый, Л.А. Неханевич, А.А Качеева., П.И. Чепкин, О.М. Чепкина, В.Г.Успенская и др.

Техникум начинал свою работу в очень сложных условиях. Но несмотря на это, преподаватели и обучающиеся, живя одной семьёй, стремились жизнь техникума сделать насыщенной и интересной. Они участвовали в кружках, ставили замечательные спектакли, проводили праздники, внеклассные мероприятия. Особой гордостью был хор техникума, который выступал на различных мероприятиях города. Преподаватели вели активную общественную работу, выступали в местной прессе, работали в музее, готовили праздничные вечера. В 1932 году при педтехникуме открылись курсы с отделениями: обществоведческое и отделение русского языка и литературы. Число учащихся увеличилось до 219.

В 1937 году педагогический техникум был преобразован в училище. 

 

В грозные годы Великой Отечественной войны педучилище не прерывало работу по подготовке педагогических кадров для школ области: готовило учителей физкультуры, русского языка и начальных классов, хотя уже первые месяцы многие педагоги и учащиеся ушли на фронт. С первых дней войны преподаватели и учащиеся уходили в действующую армию. Уже 23 июня 1941 г. в ряды РККА призваны М.Т. Ревякин, В.Н. Герасимов, Д.П. Краснов. 7 октября 1941 г. на фронт ушли учащиеся: Табакаева Лидия, Суразакова Екатерина, Овсянникова Екатерина, Табакаев Василий. Училище жило под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!»: в учебный план были введены новые предметы: для юношей – военное дело, для девушек – программа медицинских сестёр, весь коллектив заготавливал дрова, овощи, отправлял посылки солдатам в действующую армию. Несмотря на тяжелое время, проводились соревнования по лыжным гонкам, гимнастике, рукопашному бою, легкой атлетике, занятия по противовоздушной и противохимической обороне. После занятий все преподаватели, сотрудники, рабочие изучали ПВХО и сдавали испытания специальной комиссии. 

Сложные военные годы, связанные с историческими потрясениями, не сломили духа педагогического коллектива, училище продолжало жить, работать, готовить учителей.

Во все времена студенты и преподаватели нашего учебного заведения участвовали в жизни города и республики, работали в хозяйствах области на заготовке кормов, на сакмане, на строительстве учебного корпуса и общежития училища, на строительстве кинотеатра. Сосновые и дубовые насаждения, посаженные их руками, украшают наш город.

Выпускники Горно-Алтайского педагогического училища были и остаются ценными кадрами, особенно для сельских малокомплектных школ нашего региона, отличаясь качественной теоретической, практической и психологической готовностью к профессиональной деятельности. Педучилище славилось серьёзной гуманитарной и эстетической подготовкой, что позволяло выпускникам чувствовать себя уверенно в различных отраслях жизни: в спорте, культуре, политике, в административной и социальной сфере. Колледж по праву гордится многими выпускниками, посвятившими всю жизнь науке и педагогической деятельности: Народный учитель СССР Ю. М. Ойноткинова; доктор педагогических наук, действительный член Российской Академии образования, профессор В. А. Сластёнин; доктор филологических наук, профессор С. С. Суразаков; доктор философских наук, профессор Т. М. Михайлова; доктор философских наук, академик РАЕН, профессор Ю. В. Табакаев; доктор филологических наук З. С. Казагачева и многие другие.

Наши выпускники несут через всю жизнь любовь к детям, обладают высоким профессионализмом, пользуются огромным уважением у своих воспитанников, родителей. Заслуженными учителями СССР и РСФСР стали М. А. Барантаева, Н. С. Овсянникова, А. В. Таушканова, Д. Ф. Мещеринова, А. Н. Усова, А. А. Кузнецова, А. Х. Вязников, Н. К. Сизова, Т. В. Шадринцева, Р. С. Алушкина, Г. Г. Ромашкина, Н. А. Табакаева и другие педагоги. Огромный вклад в развитие системы образования Горного Алтая внесли выпускники училища Т. Д. Кайгородова, П. Л. Казанцев, В. К. Кыпчаков, Е. П. Кандаракова, Н. Н. Суразакова.

Особого уважения заслуживают люди, в разные годы руководившие училищем: Г. А. Дубасов, В. А. Клячев, М. Г. Коляденко, И. И. Баклыков, Н. М. Успенский, М. Т. Ревякин, А. А. Кочеева, Н. Ф. Копытов, П. И. Чепкин, Т. П. Наумкина. В течение 30 лет во главе коллектива стояла Н. А. Табакаева, Заслуженный учитель РСФСР, выпускница родного училища. В период ее руководства в 1996 году учебному заведению был присвоен статус колледжа, одновременно изменилось и содержание профессионального педагогического образования, и подходы к подготовке будущих специалистов. Совместно с руководством Горно-Алтайского государственного университета было приложено немало усилий для перехода на многоуровневую подготовку специалистов, в результате чего для выпускников колледжа были созданы максимально благоприятные условия для непрерывного получения высшего образования.

В 2015 году директором колледжа была назначена выпускница педучилища, кандидат педагогических наук О. Г. Облецова, в основе деятельности которой лежит принцип: сохраняя и приумножая лучшие традиции, заложенные под руководством Н. А. Табакаевой,  необходимо следовать требованиям времени и современным тенденциям развития профессионального педагогического образования. За три года ее работы директором, совпавших с периодом модернизации СПО, с переходом на новую систему оплаты труда, в педагогическом колледже значительно обновилась материально-техническая база, улучшены условия проживания в общежитии, закуплены современные технические средства, необходимые для подготовки квалифицированного, конкурентоспособного специалиста. На базе ГАПК успешно функционирует учебный центр профессиональных квалификаций, где осуществляется обучение по программам дополнительного профессионального образования, организуется повышение квалификации работников образования Республики Алтай. ГАПК является базовой профессиональной организацией по работе со студентами с ограниченными  возможностями здоровья и ресурсным центром по этому направлению. Для детей дошкольного возраста в колледже работает группа кратковременного пребывания, являясь базой для прохождения практики.

Коллектив колледжа, понимая высокую значимость профессии педагога в социуме, стремясь к поддержке положительного имиджа учителя, активно включился в движение «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), ежегодно увеличивая количество заявленных компетенций, оказывая содействие в подготовке экспертного сообщества региона. Намечены конкретные шаги по переходу к сдаче государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена. С 2018 года в колледже возобновляет работу педагогический класс, цель которого – выявление и профессиональное ориентирование педагогически одаренных школьников.

О правильности выбранного направления свидетельствует неоднократное оказание государственной поддержки в форме грантов и субсидий по итогам конкурсных отборов.

Сейчас в колледже реализуется шесть образовательных программ повышенного уровня по шести педагогическим специальностям: Преподавание в начальных классах; Дошкольное образование; Педагогика дополнительного образования; Специальное дошкольное образование; Коррекционная педагогика в начальном образовании; Физическая культура. Студенты колледжа живут насыщенной жизнью, показывают высокие результаты не только в учебной, но в исследовательской, внеурочной, волонтерской и спортивной деятельности; являются стипендиатами мэра и лауреатами премий, учрежденных в Республике Алтай. Преподаватели колледжа активно используют современные образовательные технологии, стремятся к повышению своей квалификации, участвуют в мастер-классах, научно-практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства: Т. В. Ломшина, М. А. Федюхина, А. Э. Шатина, А. О. Санаа, И. И. Зеленина – победители и призеры республиканского конкурса «Преподаватель года» последних лет.

Горно-Алтайский педагогический техникум стал первым средним профессиональным учебным заведением в регионе, сыграл важнейшую роль в развитии не только региональной системы образования, но и в культурной, и социальной сферах Горно-Алтайской области, а затем Республики Алтай. Целевые ориентиры современного профессионального образования заняли свое место в деле подготовки мобильных, конкурентоспособных, профессионально гибких специалистов с опорой на сложившиеся за 90 лет в деле воспитания и обучения добрые традиции.

Изменения, охватившие Россию после Октябрьской революции 1917 года, показали, что народное просвещение – одно из решающих условий ключевых реформ. На тот период грамотность населения Ойротии (Горного Алтая) составляла лишь 6%; более 80% детей не были охвачены школой. Поскольку всего 14 из работающих в школах 214 учителей имели специальное педагогическое образование, обеспечение учреждений образования педагогическими кадрами стало для руководства региона важной задачей.

 

joomla3x
Проект при поддержке компании RU-CENTER