Консультационные центры Республики Алтай
С 1 января 2024 в Республике Алтай в рамках реализации регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» функционируют 20 Консультационных Центров по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Основными задачами деятельности центров являлись пропаганда позитивного и ответственного отцовства и материнства, значимости родительского просвещения, укрепления института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений; обеспечение доступности и вариативности форм получения Услуг независимо от места проживания семьи, технического обеспечения, уровня владения компьютерной техникой; создание системы психолого-педагогической поддержки семей с детьми.
Услуга представляла собой разовую помощь в форме диспетчерского или содержательного консультирования, опроса с обратной связью по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации ребенка получателя Услуги; планирования действий граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; проведения просветительских мероприятий для родительского сообщества.
К категориям получателей услуг Консультационных центров относились:
- родители (законные представители) детей;
- граждане, желающие принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Для планомерной комплексной работы центров на базе Бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Алтай «Горно-Алтайский педагогический колледж имени В.А. Сластёнина» создан Региональный ресурсный центр по координации деятельности Консультационных центров, руководителем которого является Табакаева Ирина Владимировна.
За период январь-декабрь 2024г. оказано 20110 услуг, из них общее количество обращений в очном режиме составляет 67%, общее количество обращений с использованием Интернет-соединения – 11%, общее количество получивших услугу по телефону – 10%, общее кол-во очных консультаций, организованных по месту жительства получателя услуги (выездная консультация) – 12%.
Формы оказания услуг: методическая, психолого-педагогическая, консультационная.
Основные направления обращений: возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка, организация образовательного процесса, вопросы межличностной коммуникации, сопровождение развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ и/или инвалидностью, вопросы подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устройства детей в семьи приемных родителей, опекунов, усыновителей , вопросы правового характера, связанные с воспитанием и обучением детей (в т.ч. вопросы получения пособий), вопросы правового характера, связанные с воспитанием и обучением детей (в т.ч. вопросы получения пособий), вопросы определения и развития способностей и мышления ребенка и др.
Специалистами Консультационных центров размещена информация о деятельности КЦ на следующих интернет-ресурсах: сайты КЦ, группа работников ДО, Сферум, ВКонтакте, родительские чаты и т.д.
Численность специалистов служб, оказывающих услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей: 74.
С апреля 2024 г. в целях реализации Регионального медиаплана по продвижению услуг проведены этапы конкурса лучших практик консультирования: заявительный (заочная форма), основной (очно-заочная форма).
Результата основного этапа регионального конкурса лучших практик консультирования
«Искусство консультирования» в 2024 г.
№ п/п |
ФИО участника |
Место |
1 |
МДОУ детский сад «Родничок» села Турочак Рецлав Елена Анатольевна, учитель-дефектолог |
I |
2 |
МБОУ «СОШ № 13 г.Горно-Алтайска» Благовская Евгения Васильевна, педагог-психолог |
II |
3 |
МКДОУ «Кок – Таман» Туймешева Джанита Викторовна, учитель-логопед |
III |
В период с 20 по 24 мая и с 16 по 20 сентября 2024 года в Республике Алтай дважды проходила Региональная неделя повышения родительской компетентности. Тематика: речевое развитие детей, психологическое развитие, воспитание детей, детско-родительские отношения, психолого-педагогическое развитие, обучение детей, утомление детей, раннее развитие детей, обучение детей с ОВЗ в ДОО. Формат проведенных мероприятий: мастер-классы с элементами деловой игры, онлайн-консультации, лекции, родительские собрания, тренинговые занятия, вебинары, семинары-практикумы, видео-презентации.