Колледж. История и современность

Первый в Республике

Историческая миссия

Горно-Алтайск и педагогический колледж - ровесники, поэтому в каждый юбилей столицы Республики Алтай исторически оправданно вписывается юбилей среднего педагогического образования, которое органично входит в общую культуру города.

Начиналась история становления среднего профессионального педагогического образования на территории Горного Алтая в 1928 году с создания педагогического техникума, осуществлявшего подготовку учителей для первой ступени обучения.

20-е годы 20 века были очень сложными и напряжёнными для жителей Горного Алтая. Церковно-приходские миссионерские школы не могли удовлетворить потребности населения в грамоте. По данным переписи 1920 года, элементарная грамотность коренного населения составляла всего 6%: мужчины - 8%, а женщины - 4%. В это же время стали стремительно возникать школы: в 1922-1923 годах их было 56, а в 1928-1929 годах - 131. В них обучалось 6 388 детей, из них 2 245 - алтайцев. Поэтому народное образование испытывало острую потребность в квалифицированных учителях.

Открытие техникума было необходимым, т.к. в школах работало 214 учителей, и только 14 из них - со специальным педагогическим образованием. Для начальной школы учителей готовила Улалинская школа, старшие классы которой получали педагогическую подготовку. Также были организованы курсы по подготовке и переподготовке педагогических кадров. Этого было недостаточно, необходимо было открывать специальное учебное заведение.

15 сентября 1928 года ОблОНО приняло решение открыть в педтехникуме три группы (класса): первая - основная - 1-й курс и две подготовительных. 1 октября 1928 года ОблОНО был принят и утвержден Устав Ойротского педтехникума.

7 октября 1928 года по распоряжению ОблОНО первый директор В.П. Павлов приступил к исполнению обязанностей и комплектованию педагогического коллектива. Первый коллектив был тщательно подобран из разных учреждений и состоял всего из 14 человек. Среди преподавателей были выпускники вузов Москвы, Петербурга/Ленинграда, Томска.

С 8 октября начались первые приемные экзамены, а 15 октября 1928 года прозвенел первый заливистый звонок, оповещавший о начале великого дела-подготовки учителей.

Становление и развитие педучилища связано с именами высококвалифицированных педагогов: В.Н. Павлов – первый директор, Н.И. Чевалков – художник, А.В. Анохин– композитор, В.Н.Сорока-Росинский – ученый, Л.А. Неханевич, А.А Качеева., П.И. Чепкин, О.М. Чепкина, В.Г.Успенская и др.

Техникум начинал свою работу в очень сложных условиях. Но несмотря на это, преподаватели и обучающиеся, живя одной семьёй, стремились жизнь техникума сделать насыщенной и интересной. Они участвовали в кружках, ставили замечательные спектакли, проводили праздники, внеклассные мероприятия. Особой гордостью был хор техникума, который выступал на различных мероприятиях города. Преподаватели вели активную общественную работу, выступали в местной прессе, работали в музее, готовили праздничные вечера. В 1932 году при педтехникуме открылись курсы с отделениями: обществоведческое и отделение русского языка и литературы. Число учащихся увеличилось до 219.

В 1937 году педагогический техникум был преобразован в училище. 

В тяжёлые военные годы педучилище продолжало готовить учителей. С первых дней войны преподаватели и учащиеся уходили в действующую армию. Уже 23 июня 1941 г. в ряды РККА призваны М.Т. Ревякин, В.Н. Герасимов, Д.П. Краснов. 7 октября 1941 г. на фронт ушли учащиеся: Табакаева Лидия, Суразакова Екатерина, Овсянникова Екатерина, Табакаев Василий. Весь коллектив жил под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!», учащиеся и педагоги отправляли солдатам письма, посылки, готовили дрова, выращивали овощи. В училище проводились соревнования по лыжным гонкам, гимнастике, рукопашному бою, легкой атлетике, занятия по противовоздушной и противохимической обороне. В учебный план был введен новый предмет – военное дело. Училище в то время готовило учителей физкультуры, русского языка и начальных классов.  

Сложные военные годы, связанные с историческими потрясениями, не сломили духа педагогического коллектива, училище продолжало жить, работать, готовить учителей.

Во все времена студенты и преподаватели нашего учебного заведения участвовали в жизни города и республики, работали в хозяйствах области на заготовке кормов, на сакмане, на строительстве учебного корпуса и общежития училища, на строительстве кинотеатра. Сосновые и дубовые насаждения, посаженные их руками, украшают наш город. Выпускники педучилища хорошо закреплялись в сельских малокомплектных школах, активно участвовали в общественной жизни села. Они всегда отличались высокой теоретической и практической подготовкой.

Колледж может ими гордиться: Ю.М. Ойноткинова - Народный учитель СССР, В.А. Сластенин - доктор педагогических наук, профессор, действительный член - корреспондент Академии педагогических наук, Р.К. Берсимбаев - доктор биологических наук, академик КАН, профессор Казахского государственного университета, Ю.В. Табакаев - доктор философских наук, профессор, Т.М. Михайлова (Артанова) – доктор философских наук, декан факультета довузовской подготовки Якутского государственного университета, Е. Иванов - доктор исторических наук, заведующий кафедрой Томского университета, Н.Ф. Лыжина - доктор исторических наук, заведующий кафедрой Бийского пединститута, З.С. Казагачева - доктор филологических наук и мн.др.

Выпускников педагогического училища всегда отличают такие качества как любовь к детям, ответственность, высокий профессионализм, они пользуются огромным уважением среди своих воспитанников, родителей. Заслуженными учителями России стали: А.В.Таушканова, Н.А.Табакаева, М.А.Барантаева, Н.С.Овсянникова, Н.К.Сизова, А.А. Кузнецова, Р.С.Алушкина, Т.В.Шадринцева, А.Х. Вязников, А.Н.Усова, Д.Ф. Мещеринова, Г.Г.Ромашкина. Огромный вклад в развитие образования Горного Алтая внесли выпускники училища Т.Д. Кайгородова, Е.П. Кандаракова, П.Л. Казанцев, В.К. Кыпчаков и др. Мы гордимся, что именно у нас учились замечательные люди, известные ученые: профессор С.С. Суразаков, кандидаты наук М.Ч. Чумакаева, Н.Н. Суразакова. Из стен училища вышли известные в нашей Республике люди: З.И. Воронцова – Депутат Государственной Думы, Д.И. Табаев - экс-председатель Государственного собрания Эл - Курултай РА, Г.С. Зорин - заместитель министра МВД РА, Г.Н. Салбашева - экс-заместитель министра образования, молодёжной политики и науки РА, А.А. Тозыяков - Заслуженный работник культуры РФ, композитор, Н. Воинков, Р.П. Кучияк, Ф.Л.Таушканов - Заслуженные работники культуры РФ, Н.М. Киселев - первый секретарь обкома КПСС. Можно очень долго перечислять список тех, кто получил хороший фундамент знаний, человеческих качеств и стал настоящей личностью, гражданином.

С большой любовью и благодарностью мы вспоминаем ветеранов педагогического труда, оставивших след в истории педагогического училища. Это замечательные педагоги Л.А. Неханевич, Е.Н. Чинчикеева, М.В. Тартыкова, П.А. Елбаев, Т.И. Киселева, Р.П. Урезкова, В.М. Тишкова, В.Г.Успенская, В.Г.Морозова, О.М. Чепкина, Т.Д. Гилева, В.Б. Милованова, О.Т. Неханевич, Казанцев П.Л. Особо вспоминаются те, кто руководил в разные годы училищем: Г.А. Дубасов, В.А. Клячев, М.Г. Коляденко, И.И. Баклыков, М.Т. Ревякин, Н.М. Успенский, А.А. Кочеева, Н.Ф. Копытов, П.И.Чепкин, Т.П. Наумкина.

Огромный вклад в историю развития области, республики внёс Николай Фёдорович Копытов. В 1995 году он написал книгу «Горно-Алтайское педагогическое училище», где смог поместить частичку истории учебного заведения.

За многие годы в колледже сложился творческий коллектив педагогов, большинство которых имеет высшую квалификационную категорию. Многие удостоены наград разного уровня. В колледже работает 6 Заслуженных учителей РФ: Табакаева Н.А., Князева Г.И., Манышева Р.И., Савченко Н.П. Звание Заслуженного учителя Республики Алтай имеет Ютеева Р.У. Имеют учёную степень кандидата педагогических наук Облецова О.Г., Соколова Е.В., Быкова Е.Н. Более 20 лет в колледже трудятся высокопрофессиональные, любящие свое дело педагоги: Яблонская Г.И., Сахарьянова А.А., Чепкина П.И., Кудрявцева З.П., Матвеева Н.А., Карачарова М.С., Борзихина Е.А., Князева Г.И., Пупкова Л.Н., Силинская Н.Н., Зитнер А.А., Смышляев Н.И., библиотекарь Молоткова В.С. У некоторых из педагогов стаж работы в педагогическом колледже более 30 лет.

За 85 лет существования педагогического училища в системе подготовки педагогических кадров, отличающейся практико-ориентированным характером, сложились устойчивые традиции. В неё входит формирование целостной модели образования, в основе которой лежат концептуальные теоретические положения и практическая направленность содержания образования.

С 1995 года училищу был присвоен статус педагогического колледжа. Колледж и сегодня верен своим традициям. В единстве реализуются все направления учебной и воспитательной работы, позволяющие добиваться высоких результатов в профессиональной подготовке будущих учителей.

 

Немаловажную роль в повышении качества образования студентов играет сотрудничество с Горно-Алтайским государственным университетом. Совместно с экс-ректором Ю.В.Табакаевым и кафедрами университета коллектив педагогического колледжа приложил немало усилий для перехода на многоуровневую подготовку специалистов. Преемственность образовательных программ среднего и высшего профессионального образования позволили создать максимально благоприятные условия для получения высшего образования для выпускников колледжа.

Мобильность и конкурентоспособность выпускников колледжа обеспечивается овладением ими наряду с основной специальностью дополнительно подготовкой в области русского языка и литературы, алтайского языка и литературы, изобразительной деятельности, организатора детского коллектива, иностранного языка, театрализованной деятельности, хореографии и др.

Расширить рамки взаимодействия педагогического коллектива позволяет сотрудничество с Республиканским институтом повышения квалификации работников образования, с АОУ ДОД  Республики Алтай «Республиканский Центр дополнительного образования детей», Республиканским центром оценки качества образования со средними специальным образовательными учреждениями Республики Алтай и Алтайского края, со школами и дошкольными учреждениями и др.

Образовательные услуги колледжа, как и много лет, пользуются большим спросом у населения Республики Алтай. Ежегодно колледж выпускает около 190 учителей для школ и дошкольных образовательных учреждений.

В настоящее время Горно-Алтайский педагогический колледж успешно решает задачи подготовки педагогических кадров, определяемые Программой модернизации российского образования, ориентируясь на социальный заказ Республики Алтай. Учебное заведение со своим историческим прошлым, 85-летним опытом развития и становления, богатыми традициями и огромным современным потенциалом значительно расширяет возможности подготовки будущего учителя, позволяет раскрывать новые грани общечеловеческих ценностей, основанных на добре, истине и красоте.

 

Dog